IX республиканский профессиональный конкурс «Воспитатель года Чувашии – 2019»

Республиканский этап  профессионального конкурса  «Воспитатель года Чувашии – 2019» проводится в три тура. Первый тур – заочный, второй и третий туры – очные. Заочный тур  прошел  в период с 25 марта по 29 марта 2019 года и включал такие конкурсные задания, как «Интернет-портфолио» (Интернет-ресурс участника конкурса), «Педагогическая находка» (методическая разработка образовательной деятельности с детьми) и «Визитная карточка» (видеоролик, представляющий педагогического работника и рассказывающий о его образовательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях).

Второй очный тур республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии  2019» проходит  с 9 по 10 апреля.

Торжественная церемония открытия конкурса состоялась на базе Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского. Конкурсантов приветствовали первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алевтина Федорова, ректор Чувашского республиканского института образования Юрий Исаев, директор профессионального колледжа Олег Якимов, председатель республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Зинаида Степанова, лучший воспитатель 2018 года, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года» Елена Михайлова. Выступающие пожелали участникам конкурса успеха в стремлении к победе, удачи и везения, благосклонного отношения и справедливой оценки членов жюри.

Сразу после торжественного открытия конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» педагогам была предоставлена возможность  поразмышлять о своей профессии, о ее востребованности и значимости для общества в формате «Сочинение на заданную тему». Это стало первым испытанием  для воспитателей в ходе второго очного тура конкурса.

Оргкомитетом  были определены три темы для творческих работ педагогов: «Десять заповедей воспитателя», «Я – воспитатель детей нового поколения», «Счастлив тот, в ком детство есть». Конкурсанты сами сделали выбор в пользу той или иной темы, исходя из того, что им ближе.

На первый взгляд, испытание кажется несложным и длится всего два часа. Однако, оно новое, за девять лет проведения конкурса творческую работу педагоги ни разу не писали в режиме он-лайн, за индивидуальными столами, сдав мобильные телефоны, с учетом  ограничения объема сочинения четырьмя страницами рукописного текста. Вместе с тем конкурсантам  была предоставлена свобода выбора в отношении жанра творческой работы. Они могли выбрать и написать сочинение в жанре очерка, рассказа, сказки, эссе, литературно-критической или научной статьи, интервью и так далее.

За сочинение участники могут получить максимум 25 баллов.   При оценке творческих работ особое внимание уделяется таким моментам, как глубина раскрытия темы и убедительность суждений, аргументация собственного мнения, композиционная цельность и логичность изложения, культура речи и  грамотность.

В качестве второго испытания регламент конкурса предусматривает  проведение педагогами мастер-класса, которое является их своеобразной «визиткой» и позволяет жюри, а также зрителям воспринять спектр способностей участников конкурса, их профессионализм, коммуникативную культуру.

В этом году  участники конкурса транслировали педагогический опыт работы с детьми в реализации  таких задач ФГОС дошкольного образования, как развитие связной диалогической и монологической речи, формирование познавательных действий,  развитие воображения и творческий активности. Они продемонстрировали мастер-классы по развитию коммуникативной (составление рассказов с использованием мнемотаблиц, рифмованных текстов методами ТРИЗ), познавательно-исследовательской (использование игр и игровых заданий, Лэпбука, проведение опытов и экспериментов), изобразительной  (изготовление тряпичной куклы, рисование пластилином, в технике ниткография и т.д.), конструктивно-модельной (конструирование из деталей конструктора ЛЕГО) деятельности детей.

Участники мастер-классов показали жюри и гостям конкурса эффективность использования современных образовательных технологий и инновационных методик дошкольного образования. Комментированный показ последовательности действий, методов и приемов, форм педагогической деятельности конкурсантов получил признание в профессиональной среде.

За мастер-класс участники конкурса могут получить максимально 60 баллов. В оценке качества мастер-класса ведущими  аспектами являются  эффективность и результативность его проведения, то есть наличие четкого алгоритма выступления, оригинальных приемов актуализации, проблематизации, поиска и открытия, рефлексии, возможность применения другими педагогическими работниками, а также актуальность и научность, глубина и оригинальность содержания, практическая ценность для дошкольного образования.

Третье испытание второго очного тура республиканского этапа  профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» проходило 10 апреля на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 200» города Чебоксары Чувашской Республики. Участники конкурса продемонстрировали практический опыт реализации педагогических технологий и инновационных методик в образовательной деятельности с детьми.

Второе конкурсное задание предусматривало показ конкурсантами образовательной деятельности  с детьми как фрагмента личного авторского подхода к использованию той или иной педагогической технологии, методики развития и образования  ребенка-дошкольника,  раскрытой ими в процессе публичного выступления в формате «Мастер-класс»  в первый день республиканского конкурса.

Возрастная группа, с детьми которой участникам предстояло  взаимодействовать, определялась накануне педагогического мероприятия средствами жеребьевки. Сложность демонстрации своего опыта для конкурсантов  связана  с тем, что образовательная деятельность с детьми должна была быть выстроена в соответствии с тематическим событием, расписанием занятий и распорядком пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Конкурсанты успешно справились с предложенным конкурсным заданием. Образовательные ситуации, проводимые участниками конкурса  в рамках тематики «Мир космоса», «Книжкина неделя» способствовали формированию у детей представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, развитию у дошкольников интересов, любознательности и познавательной мотивации, ознакомлению с книжной культурой, детской литературой. Поддержание внимания детей к теме обеспечивалось использованием разнообразных форм и методов работы с детьми. Среди форм работы, используемых конкурсантами  в работе с детьми наиболее популярными  были такие формы, как:  игра-путешествие,  игровые задания, беседы-рассуждения, мастерская, лаборатория.

Члены жюри смогли оценить  педагогическую мобильность, методическую компетентность конкурсантов и выделить тех, кто показал на высоком уровне способность конструировать образовательную деятельность в изменённых условиях, перестроить содержание,  формы и методы работы в соответствии с возрастом детей, поддержать детскую инициативу  и самостоятельность.

По итогам трех конкурсных  заданий  второго очного тура («Сочинение на заданную тему», Мастер-класс», «Педагогическое мероприятие с детьми»)  были определены участники, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге и вышедшие в третий тур республиканского этапа профессионального конкурса:

- Волчкова  Татьяна Владиславовна, воспитатель  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 128 «Василёк» города Чебоксары.

- Егорова Светлана Вениаминовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска.

- Семенова Валентина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19» города Канаш.

- Спиридонова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары.

- Швецова  Татьяна Витальевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Аленушка» города Шумерля.