Республиканский этап профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» проводится в три тура. Первый тур – заочный, второй и третий туры – очные. Заочный тур прошел в период с 25 марта по 29 марта 2019 года и включал такие конкурсные задания, как «Интернет-портфолио» (Интернет-ресурс участника конкурса), «Педагогическая находка» (методическая разработка образовательной деятельности с детьми) и «Визитная карточка» (видеоролик, представляющий педагогического работника и рассказывающий о его образовательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях).
Второй очный тур республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» проходит с 9 по 10 апреля.
Торжественная церемония открытия конкурса состоялась на базе Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского. Конкурсантов приветствовали первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алевтина Федорова, ректор Чувашского республиканского института образования Юрий Исаев, директор профессионального колледжа Олег Якимов, председатель республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Зинаида Степанова, лучший воспитатель 2018 года, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года» Елена Михайлова. Выступающие пожелали участникам конкурса успеха в стремлении к победе, удачи и везения, благосклонного отношения и справедливой оценки членов жюри.
Сразу после торжественного открытия конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» педагогам была предоставлена возможность поразмышлять о своей профессии, о ее востребованности и значимости для общества в формате «Сочинение на заданную тему». Это стало первым испытанием для воспитателей в ходе второго очного тура конкурса.
Оргкомитетом были определены три темы для творческих работ педагогов: «Десять заповедей воспитателя», «Я – воспитатель детей нового поколения», «Счастлив тот, в ком детство есть». Конкурсанты сами сделали выбор в пользу той или иной темы, исходя из того, что им ближе.
На первый взгляд, испытание кажется несложным и длится всего два часа. Однако, оно новое, за девять лет проведения конкурса творческую работу педагоги ни разу не писали в режиме он-лайн, за индивидуальными столами, сдав мобильные телефоны, с учетом ограничения объема сочинения четырьмя страницами рукописного текста. Вместе с тем конкурсантам была предоставлена свобода выбора в отношении жанра творческой работы. Они могли выбрать и написать сочинение в жанре очерка, рассказа, сказки, эссе, литературно-критической или научной статьи, интервью и так далее.
За сочинение участники могут получить максимум 25 баллов. При оценке творческих работ особое внимание уделяется таким моментам, как глубина раскрытия темы и убедительность суждений, аргументация собственного мнения, композиционная цельность и логичность изложения, культура речи и грамотность.
В качестве второго испытания регламент конкурса предусматривает проведение педагогами мастер-класса, которое является их своеобразной «визиткой» и позволяет жюри, а также зрителям воспринять спектр способностей участников конкурса, их профессионализм, коммуникативную культуру.
В этом году участники конкурса транслировали педагогический опыт работы с детьми в реализации таких задач ФГОС дошкольного образования, как развитие связной диалогической и монологической речи, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческий активности. Они продемонстрировали мастер-классы по развитию коммуникативной (составление рассказов с использованием мнемотаблиц, рифмованных текстов методами ТРИЗ), познавательно-исследовательской (использование игр и игровых заданий, Лэпбука, проведение опытов и экспериментов), изобразительной (изготовление тряпичной куклы, рисование пластилином, в технике ниткография и т.д.), конструктивно-модельной (конструирование из деталей конструктора ЛЕГО) деятельности детей.
Участники мастер-классов показали жюри и гостям конкурса эффективность использования современных образовательных технологий и инновационных методик дошкольного образования. Комментированный показ последовательности действий, методов и приемов, форм педагогической деятельности конкурсантов получил признание в профессиональной среде.
За мастер-класс участники конкурса могут получить максимально 60 баллов. В оценке качества мастер-класса ведущими аспектами являются эффективность и результативность его проведения, то есть наличие четкого алгоритма выступления, оригинальных приемов актуализации, проблематизации, поиска и открытия, рефлексии, возможность применения другими педагогическими работниками, а также актуальность и научность, глубина и оригинальность содержания, практическая ценность для дошкольного образования.
Третье испытание второго очного тура республиканского этапа профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» проходило 10 апреля на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 200» города Чебоксары Чувашской Республики. Участники конкурса продемонстрировали практический опыт реализации педагогических технологий и инновационных методик в образовательной деятельности с детьми.
Второе конкурсное задание предусматривало показ конкурсантами образовательной деятельности с детьми как фрагмента личного авторского подхода к использованию той или иной педагогической технологии, методики развития и образования ребенка-дошкольника, раскрытой ими в процессе публичного выступления в формате «Мастер-класс» в первый день республиканского конкурса.
Возрастная группа, с детьми которой участникам предстояло взаимодействовать, определялась накануне педагогического мероприятия средствами жеребьевки. Сложность демонстрации своего опыта для конкурсантов связана с тем, что образовательная деятельность с детьми должна была быть выстроена в соответствии с тематическим событием, расписанием занятий и распорядком пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
Конкурсанты успешно справились с предложенным конкурсным заданием. Образовательные ситуации, проводимые участниками конкурса в рамках тематики «Мир космоса», «Книжкина неделя» способствовали формированию у детей представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, развитию у дошкольников интересов, любознательности и познавательной мотивации, ознакомлению с книжной культурой, детской литературой. Поддержание внимания детей к теме обеспечивалось использованием разнообразных форм и методов работы с детьми. Среди форм работы, используемых конкурсантами в работе с детьми наиболее популярными были такие формы, как: игра-путешествие, игровые задания, беседы-рассуждения, мастерская, лаборатория.
Члены жюри смогли оценить педагогическую мобильность, методическую компетентность конкурсантов и выделить тех, кто показал на высоком уровне способность конструировать образовательную деятельность в изменённых условиях, перестроить содержание, формы и методы работы в соответствии с возрастом детей, поддержать детскую инициативу и самостоятельность.
По итогам трех конкурсных заданий второго очного тура («Сочинение на заданную тему», Мастер-класс», «Педагогическое мероприятие с детьми») были определены участники, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге и вышедшие в третий тур республиканского этапа профессионального конкурса:
- Волчкова Татьяна Владиславовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 128 «Василёк» города Чебоксары.
- Егорова Светлана Вениаминовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска.
- Семенова Валентина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19» города Канаш.
- Спиридонова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары.
- Швецова Татьяна Витальевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Аленушка» города Шумерля.