ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Пальчиковые игры в настоящее время пользуются большой популярностью у родителей и педагогов. Это не случайно, так как они способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений пальцев, согласованности работы пальцев и речи.
Что следует учесть при проведении пальчиковых игр с детьми?
• Выполняя упражнение вместе с ребёнком, демонстрируйте интерес и увлечение игрой.
• Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
• Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.
Пальчиковой гимнастикой и играми можно заниматься с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от больших движений кисти руки к более мелким движениям пальцев, при этом следует обратить внимание на четкость и выразительность речи, ее ритмичность и сочетание с движением и музыкальным сопровождением.
«Барабанщики»
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на фортепиано.
Твои пальчики-барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
«Турист»
На ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).
Я шагаю по ладошке,
Поднимаю пальцы-ножки,
(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).
Раз-два-три-четыре-пять –
(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)
Хорошо мне так шагать!
(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)
Хорошо мне так шагать,
Можно шейку почесать!
(дойти до шеи, сзади остановиться)
«Птичка»
Поставить правую руку локтем на кисть левой руки. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки.
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов –
Голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят
И, конечно, есть хотят.
«Чайка»
Чайка над волной летала,
(сцеплены большие пальцы рук, остальные пальцы изображают крылья)
Чайка крыльями махала.
Рыбка хвостиком плеснула -
(вращательные движения «хвостика»)
Чайка в воду вмиг нырнула.
(сложить ладони вместе и опустить вниз)
«Гвозди»
Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука – гвозди, стоит на коленях или столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» - по очереди по каждому пальцу.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы «гвозди» согнуты, пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (1-2, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и вырывают «гвозди».
Поочередно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
«Ёжик»
Добрый ёжик жил под елкой,
(пальцы сцеплены в замок, сложены)
Проверял свои иголки,
(поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)
Чистил и точил, как ножик:
Защищаться должен ёжик!
(пошевелить сцепленными пальцами)
«Прыг-скок».
На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко.
«Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять
(выбрасывать пальчики из кулачка),
Вышли пальцы танцевать
(свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс
(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),
Указательный - в припляс
(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),
Средний пальчик - поклонился
(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),
Безымянный – притаился
(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!
(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)
Как же дальше танцевать?
(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)
Надо цепь нам разорвать.
«Тук-тук-тук»
Ритмическая импровизация
Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят
С (имя ребенка).
В прятки пальчики играются: поднять и растопырить все пальцы
Открываются: соединив пальцы, опустить и спрятать в кулачок.
Закрываются.