29 апреля отмечается МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА
Этот праздник, посвященный всем стилям танца, начали отмечать с 1982 года по инициативе Международного совета танца ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Давайте кратко ознакомимся с описанием этих легендарных танцев.
Гавот. Гавот является старинным французским народным танцем. Музыкальный размер: 4/4 или 2/2, темп умеренный. В XVII веке Гавот стал придворным танцем, приобрёл грациозный характер, в 1-й половине XIX века вышел из моды.
Греческий танец Сиртаки (в переводе с греческого «касание») возник в 60 годы 20 века. Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца воинов.
Танец исполняется группой. Танцоры становятся в ряд,каждый кладет свои руки на плечи соседа, образуя таким образом длинную цепочку,затем звучит музыка и танцоры начинают выполнять медленные фигуры танца, постепенно ускоряясь и доходя до апофеоза. Основные движения: плавные, скользящие шаги, полуприседания, резкие выпады и прыжки. Все па выполняются синхронно.
Калинка. Изначально это авторская русская песня, написанная И.П. Ларионовым в народном стиле. Ещё «Калинкой» называется народно-сценический танец, исполняемый под эту песню. Такой танец, как «Калинка», является не хороводом, а пляской. Возникший танец просто порвал цепочку хоровода. По сути, пляска является самым лучшим способом демонстрации характерного для славянских народов веселья, радости, удали, широты человеческой души. Однако все русские танцы переполнены глубочайшим лирическим смыслом, как и гулянье русских людей постоянно перекликается с печалью.
Кейли. Это общее название для шотландских и ирландских групповых танцев. Слово переводится как «праздник», «вечеринка». В Шотландии к кейли относятся польки, вальсы, тустепы и тристепы, хорнпайпы и кадрили. В Ирландии кейли исполняются как групповые фигурные танцы. Кейли танцуют как на соревнованиях по ирландским танцам, так и для развлечения на танцевальных вечеринках.
В танцах кейли используется несколько начальных построений танцоров:
• Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
• Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
• Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
• Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Полька. Считается, что название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», так как ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Полька была придумана служанкой из Богемии Анной Слезаковой в 1830 годах, но, возможно, это всего лишь легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.
Полька исполняется парами, чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.
Павана. Танец испанского или (по разным версиям) итальянского происхождения. В основе паваны лежат движения итальянский народных танцев. Музыкальный размер – 2/4, 4/4. Темп медленный. Исполняется одной-двумя парами, величественно и торжественно, в виде парадного шествия. Для танца характерны простые и двойные шаги, а также обязательные поклоны и реверансы.Впервые о паване упоминается в первой половине XVI века. Танец быстро распространился по всей Европе. Каждая страна внесла в танец свою культурную «изюминку», в результате чего выделились французская, испанская, немецкая и другие паваны.
Гопак - танец украинских казаков, возник в южной Украине и России в украинских военных общинах в 1600-х. Казаки отмечали возвращение из боя с победой путем подобного импровизированного танца. Музыканты собирали свои инструменты: скрипки, волынки и флейты и дудки, и присоединялись к танцующим в праздничном спектакле, названном гопак.
Название танца произошло от восклицания, произносимого во время танца : гоп! Отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать. Существуют различные варианты танца: сольный, парный, групповой. Музыкальный размер гопака — 2/4.
По некоторым данным предшественником гопака был танец «Козак», и только вследствие запрета Екатерины II самого названия казаков танец изменил название. Иногда гопак называют «украинским казачком»
Хота. Парный испанский танец в трёхдольном размере. Родиной хоты считается провинция Арагон на севере Испании, где она появилась еще в 18-м веке и является с тех пор национальным народным танцем Арагона. Слово "Хота" происходит от латинского и означает "скачок", что и описывает оживленные, скачкообразные движения танца.
Хота обычно исполняется в национальных костюмах с кастаньетами и пением. Темы таких песен могут быть различны, например: семья и брак, политика, религия и т. д. В некоторых регионах хота также является частью ритуала почитания умерших и исполняется в траурной процессии